Прокуратурой района принесен протест на Устав муниципального образования Грязовецкое
По результатам дистанционного мониторинга и проверки на соответствие требованиям федерального законодательства прокуратурой района установлено, что решением Совета муниципального образования Грязовецкое Грязовецкого муниципального района от 18.05.2018 № 20 утвержден Устав муниципального образования Грязовецкое (с последующими изменениями). Данный нормативный правовой акт (в редакции от 28.03.2019 №11) не соответствует федеральному законодательству, содержит коррупциогенный фактор.
В соответствии с ч.9 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Проверкой выявлен факт, когда изменения в Устав муниципального образования Грязовецкое в связи с произошедшими изменениями в федеральном законодательстве не внесены в течение длительного времени.
Кроме того, в ч.2 ст.14 Устава муниципального образования Грязовецкое (в редакции от 28.03.2019 №11) установлено наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 (далее – Методика).
Так, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределенность.
Механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.
Однако, действующая норма Устава муниципального образования Грязовецкое (ч.2 ст.14) носит неопределенный характер, поскольку точно не определяет численность депутатов для принятия решения об избрании главы муниципального образования.
Так, из словосочетания «Глава муниципального образования – председатель Совета избирается ……… из состава депутатов Совета двумя третями от установленного числа депутатов при тайном голосовании…..» невозможно сделать однозначный вывод, каким образом избирается глава муниципального образования – двумя третями от принявших участие в голосовании депутатов либо явившихся на заседание Совета.
В связи с выявленными нарушениями закона 14.02.2020 прокуратурой района принесен протест на Устав муниципального образования Грязовецкое, который находится на рассмотрении. \
Старший помощник прокурора района
юрист 1 класса С.А. Швецова