Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
16.10.2019

Обязан ли инспектор труда в случае установления нарушений, которые не были указаны в обращении, инициировать проведение в отношении работодателя проверки?

В силу п. 1 ст. 2, ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» целью государственного контроля является предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством.

В соответствии со ст. 360 Трудового кодекса РФ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в федеральную инспекцию труда информации от органов государственной власти (должностных лиц Инспекции и др. органов) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства.

Согласно п. 68 Приказа Минтруда России от 30.10.2012 N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» во внеплановом порядке проводятся проверки, основной целью которых является всестороннее и полное рассмотрение обращений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях трудового законодательства, включая случаи невыплаты работникам заработной платы.

В случае установления нарушений трудового законодательства, не отраженных заявителем в обращении, инспектор труда обязан инициировать перед вышестоящим должностным лицом вопрос о проведении соответствующей внеплановой проверки работодателя.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 


Предусмотрено ли вознаграждение за содействие в борьбе с терроризмом?

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.

Основанием для выплаты вознаграждения являются личное участие в таком содействии, полученные значимые результаты в борьбе с терроризмом, а также предоставление органам ФСБ следующей информации:

- о физическом лице (группе лиц), подготавливающем, совершающем или совершившим террористический акт, которая непосредственно привела к его (ее) выявлению и задержанию;

- о готовящемся террористическом акте, которое непосредственно привело к выявлению, предупреждению (предотвращению) либо пресечению террористического акта;

- в отношении сил, средств, приемов и методов совершения террористического акта, которые непосредственно помогли в раскрытии и расследовании террористического акта;

- другой важной информации, способствовавшей выявлению, предупреждению (предотвращению), пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

Как и за что может отключить электроэнергию

Порядок приостановления предоставления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление) установлен разделом 11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила).

Согласно п. 119 Правил управляющая компания при наличии у потребителя задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг имеет право приостановить предоставление ему такой коммунальной услуги, как электроснабжение, но только после письменного уведомления или предупреждения.

Данное предупреждение (уведомление) доставляется потребителю-должнику под расписку или направляется заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении). В предупреждении устанавливается 20-дневный срок, в течение которого должник-потребитель обязан погасить задолженность.

При непогашении задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения предоставления коммунальной услуги, либо при непогашении задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги управляющая компания приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги потребителем.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх



Какой существует срок для обжалования судебных решений, принятых заочно?

В соответствии со ст. 237 Гражданско-процессуального кодекса РФ ответчик, в отношении которого вынесено заочное решение, вправе в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения подать в суд, принявший решение, заявление об отмене решения суда.

Заявление об отмене заочного решения должно содержать объяснение уважительности неявки ответчика в суд и сведения о невозможности сообщить об этом. Госпошлина при подаче заявления не оплачивается.

Суд обязан рассмотреть поступившее к нему заявление в течение 10 дней в судебном заседании, о дате и времени которого извещает всех участвующих в деле лиц. По итогам рассмотрения суд выносит определение об удовлетворении заявления об отмене заочного решения либо об отказе в его удовлетворении.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке на общих основаниях в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, т.е. по истечении 7 дней, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Если будет установлено, что копия заочного решения была вручена ответчику после истечения срока для подачи заявления о его отмене, т.е. по истечении 7 дней, но до истечения срока на подачу апелляционной жалобы на это решение, то срок для подачи такого заявления может быть восстановлен судом при условии, что заявление о восстановлении данного срока подано в пределах срока на апелляционное обжалование.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

На кого не распространяются надзорные каникулы?

С 5 января вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно поправкам, плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, за исключением установленных законом случаев.

К таким исключениям отнесены проверки, проводимые с применением риск-ориентированного подхода (например, органами Роспотребнадзора, органами Росреестра), по лицензируемым видам деятельности, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в области здравоохранения, образования и социальной сферы.

Кроме того, надзорные каникулы не распространяются на плановые проверки при наличии у органа контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Мораторий не касается плановых проверок в сфере обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федерального государственного пробирного надзора.

В остальных случаях проведение плановой проверки в отношении субъекта малого бизнеса будет являться грубым нарушением и повлечет отмену проверки.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 


Разрешена ли розничная продажа алкогольной продукции в здании студенческого общежития?

В соответствии с абз. 2 подп. 1 и абз. 2 подп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении или пользовании образовательных организаций, а также на прилегающих к ним территориях.

Являясь структурным подразделением образовательной организации, общежитие обеспечивает осуществление образовательной деятельности и предназначается для проживания обучающихся во время и в целях осваивания ими образовательных программ, а значит, здания, строения, сооружения и помещения общежития используются для непосредственного осуществления образовательной деятельности.

Следовательно, в отношении здания общежития действует запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 


Кем проводится независимая антикоррупционная экспертиза?

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Независимыми экспертами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников с соответствующим образованием и стажем.

При этом не могут быть независимыми экспертами следующие категории граждан: имеющие неснятую или непогашенную судимость; включенные в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия; осуществляющие деятельность в органах государственной власти и местного самоуправления.

К проведению независимой антикоррупционной экспертизы не допускаются международные и иностранные организации, а также некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх



Могут ли привлечь к ответственности ученика, который в шутку позвонил в школу и сообщил о якобы заложенном взрывном устройстве?

Статьей 207 Уголовного кодекса РФ закреплена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений.

Виновному лицу может быть назначено наказание, в том числе в виде штрафа в размере до 500 тыс. рублей, либо принудительных работ на срок до трех лет.

В то же время за заведомо ложное сообщение об акте терроризма в отношении объектов социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, отдыха и досуга, сферы услуг, спортивно-оздоровительных учреждений, пассажирского транспорта и пр.), а также, если данное деяние совершено для дестабилизации деятельности органов власти предусматривается ответственность, в том числе в виде лишения свободы на срок от 6 до 8 лет. Если указанные деяния повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, то срок лишения свободы может составить от 8 до 10 лет.

Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ, наступает с 14 лет.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

Куда обращаться, если соседи торгуют самогоном, и какое наказание за это предусмотрено?

За незаконную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами предусмотрена административная ответственность по ст. 14.17.1 КоАП РФ.

В этом случае нарушителю назначается штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей с конфискацией продукции.

Признание продукции алкогольной и спиртосодержащей осуществляется на основании экспертного исследования.

Протоколы о таких правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Кроме того, за это нарушение предусмотрена уголовная ответственность по ст. 171.4 УК РФ и применяется, если оно совершено неоднократно, то есть в случае продажи такой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Санкция ст. 171.4 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 50 до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо в виде исправительных работ на срок до одного года.

Для привлечения лица к ответственности за незаконную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции необходимо обратиться в отделение полиции.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 


В каких случаях сотрудники полиции вправе проверить документы, удостоверяющие личность?

Согласно п. 2 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске; имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении; имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

При этом сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание и фамилию; по требованию гражданина предъявить служебное удостоверение; сообщить причину и цель обращения.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 


Нужны ли водительские права для управления мопедом?

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" - мопеды и легкие квадрициклы относятся к категории "M", на управление которыми предоставляется специальное право.

Для управления транспортным средством категории "М" необходимо иметь водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий.

Право на управление мопедом могут получить лица, достигшие 16-летнего возраста.

Управление мопедом лицом, не имеющим права на управление данным транспортным средством, влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

Обязательна ли справка о судимости при трудоустройстве в школу техническим работником?

К трудовой деятельности в сфере образования не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (ст. 351.1 ТК РФ).

В соответствии с ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающееся или подвергавшееся уголовному преследованию лицо, поступающее на такую работу, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (ст. 65 ТК РФ).

Данные ограничения распространяются не только на педагогических работников, но и на весь персонал образовательных организаций, в том числе технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в сфере образования и имеют возможность контакта с несовершеннолетними.

В связи с этим гражданин, трудоустраивающийся на работу в школу, обязан представить справку о судимости.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

Какая предусмотрена ответственность за пропаганду наркотиков?

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещается пропаганда наркотиков, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции СМИ, распространение указанных сведений посредством использования сети Интернет или совершение иных действий в этих целях.

За нарушение данной нормы предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 6.13 КоАП РФ):

- на граждан – 4-5 тыс. рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления;

- на должностных лиц – 40-50 тыс. рублей;

- на юридических лиц - 800 тыс. -1 млн. рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Предусмотрена также конфискация рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

Окажут ли бесплатную медицинскую помощь без оформления медицинского полиса?

Согласно ст. 45 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) полисом обязательного медицинского страхования является документ, удостоверяющий право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 326-ФЗ застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью. Исключение составляют случаи оказания экстренной медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.

Таким образом, без оформления медицинского полиса лечебное учреждение обязано оказать медицинскую помощь больному только в случаях, представляющих угрозу для его жизни.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх


 

Об обучении на дому

Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Основанием для организации такого обучения являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Перечень заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам утвержден приказом Минздрава России от 30.06.2016 N 436н. Вместе с тем врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный перечень.

Учебная нагрузка для обучающегося при организации его обучения на дому или в медицинской организации определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки обучающихся установлен СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26.

Для этих учащихся предусмотрены различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

Об уголовной ответственности за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности

За прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности грозит уголовная ответственность по ст.205.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14 лет.

Преступление, предусмотренное статьей 205.3 УК РФ, выражается в прохождении лицом обучения для осуществления террористической деятельности либо совершения одного из преступлений, предусмотренных статьями 205.1, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ. Обучение может включать в себя приобретение необходимых знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов совершения указанных преступлений, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих.

Согласно позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 г. № 1), преступление окончено с момента начала выполнения действий, направленных на приобретение соответствующих знаний, умений и навыков для последующего осуществления террористической деятельности либо совершения хотя бы одного из указанных преступлений террористической направленности, вне зависимости от того, приобрело лицо необходимые знания, умения и навыки или нет.

Следует отметить, что уголовная ответственность по указанной статье наступает не только при прохождении обучения непосредственно в террористической организации либо незаконном вооруженном формировании, но и при самостоятельном обучении путем изучения соответствующего материала на Интернет-сайтах.

Кроме того, уголовный закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности лица за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления террористической деятельности либо совершения одного из преступлений, предусмотренных статьями 205.1, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх



Профилактика терроризма и экстремизма в образовательных организациях

В силу статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку гарантирована защита от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства.

Согласно требованиям статьи 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», профилактика правонарушений несовершеннолетних основывается, в том числе, на педагогических мерах, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремизмом, помимо прочего, понимаются: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется путем принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе, на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности (статья 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).

Письмом Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 для образовательных организаций подготовлены методические материалы для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет.

Статьей 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, а статьей 20.29 КоАП РФ - ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Указанные нормы законодательства требуют от учреждений сфер образования и культуры принятия мер по противодействию экстремизму: назначения ответственных должностных лиц, разработки конкретных профилактических мероприятий, включая изучение библиотечного фонда на предмет выявления материалов, признанных в установленном порядке экстремистскими, и т.д. Ненадлежащее исполнение перечисленных требований может влечь установленную законом ответственность руководителей и работников названных организаций.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

О мерах по защите персональных данных

Законодателем на оператора, т.е. государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, возложена обязанность принять меры для их защиты. Какие меры и в каком составе принимаются определяются самостоятельно, кроме случаев, когда закон обязывает принять конкретные меры, например, назначить ответственное лицо (ч.1 ст.22.1 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»).

Однако, эти меры должны быть достаточными, чтобы обеспечить выполнение обязанностей и не допустить неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, копирование, распространение, а также иные неправомерные действия с ними (ч. 1 ст. 18.1, ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О персональных данных»). В противном случае за нарушение законодательства о персональных данных предусмотрена административная ответственность по ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Чтобы обеспечить защиту персональных данных физических лиц при их обработке должны быть приняты меры нескольких видов:

• правовые. Это создание комплекта документов, необходимых для защиты персональных данных;

• технические и организационные. Это действия, которые должны совершаться, чтобы обеспечить безопасность. Например, установка шифрования, обучение сотрудников.

В основном эти меры совпадают с мерами по защите персональных данных работников, поскольку Федеральный закон «О персональных данных» не проводит различий между персональными данными работников и прочих физических лиц.

Конкретный перечень этих мер зависит от того, каким образом хранятся данные – в электронном виде или на бумажном носителе. В отношении данных на бумажных носителях достаточно ограничить и контролировать физический доступ к ним (например, хранить их в сейфе).

Сложнее организовать защиту электронных данных. Для этого изначально необходимо определить, какой тип угрозы безопасности персональных данных и исходя из этого подобрать один из четырех уровней защищенности (п. п. 7 – 12 Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119). От уровня защищенности будет зависеть конкретный комплекс мер, который должен быть принят (п. п. 13 – 16 указанных Требований).

В целях реализации Закона № 152-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687 утверждено Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации (далее – Положение).

Согласно п. 15 Положения, при хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

Ответственность за организацию незаконной миграции

Организация незаконной миграции, зачастую, носит характер хорошо организованного преступного бизнеса, одним из элементов которого является фиктивная регистрация граждан. К такому бизнесу нередко причастны не только преступные группы, но и должностные лица государственных органов. В связи с этим сложно переоценить важность деятельности правоохранительных органов в борьбе с незаконной миграцией и её организаторами.

Понятие фиктивной регистрации гражданина законодательно закреплено в статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации».

Фиктивную регистрацию закон определяет, как регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрацию в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрацию по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации установлена статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

За фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации, уголовная ответственность предусмотрена статье 322.3 Уголовного кодекса РФ.

Наказание по статьям 322.2, 322.3 УК РФ назначается в виде штрафа до 500 тысяч рублей, но предусмотрены и иные виды наказания, вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.

Следует отметить, что лица, совершившие такие преступления, освобождаются от уголовной ответственности, если они способствовали раскрытию этих преступлений и, если в их действиях не содержится иного состава преступления.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

Имеют ли осужденные к лишению свободы право на получение высшего образования?

В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования, а также при отсутствии профессии (специальности) – начального профессионального образования или профессиональной подготовки (подробнее см. статьи 108, 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует организацию получения осужденными в исправительном учреждении высшего образования.

Таким образом, по общему правилу, высшее образование осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях и колониях-поселениях, получают на конкурсной основе, по собственному желанию и за свой счет в соответствии с договором об оказании образовательных услуг с высшим учебным заведением. Администрация исправительного учреждения оказывает содействие в получении осужденными высшего образования, в том числе при посещении колонии преподавателями ВУЗа.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

Ответственность за публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

Запрет на использование в Российской Федерации в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах введен ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».

Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций признается экстремизмом в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Часть 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Санкция статьи предусматривает для виновных наказание в виде административного штрафа:

— на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией предмета административного правонарушения;

— на должностных лиц от 1000 до 4000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;

— на юридических лиц от 10000 до 50000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх



Особенности работы вахтовым методом

В связи с увеличением количества лиц, привлекаемых работодателями для выполнения работ вахтовым методом, напоминаю, что в соответствии со статьей 297 Трудового кодекса РФ, вахтовый метод, это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

При выполнении работ вахтовым методом и нахождения на объекте производства работники проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений предназначенных для обеспечения жизнедеятельности во время выполнения ими работ и междусменного отдыха либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях.

Согласно статье 298 ТК РФ, к названным работам не могут привлекаться работники в возрасте до 18 лет, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, а также лица, имеющие противопоказания к выполнению работ вахтовым методом в соответствии с медицинским заключением.

Продолжительность вахты не должна превышать одного месяца, при этом, на отдельных объектах продолжительность вахты может быть увеличена до 3-х месяцев с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (статья 299 ТК РФ).

Работодатель обязан вести учет рабочего времени и времени отдыха каждого работника. Учетный период охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работ и обратно, а также время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени.

Рабочее время и время отдыха регламентируются графиком работы на вахте, в котором предусматривается время, необходимое для доставки работников на вахту и обратно.

Лицам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также фактические дни нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.

Локальные нормативные акты, регулирующие выполнение работ вахтовым методом, должны приниматься работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

Употребление наркотических и психотропных веществ без назначения врача преследуется по закону

На территории Российской Федерации свободный оборот наркотических средств запрещен.

Изготовители наркотиков, пытаясь уйти от ответственности, постоянно изменяют химический состав и форму изготовления наркотиков. Например, распространяют их под видом курительных смесей, ароматических средств (так называемые «миксы», «соли», «спайсы»).

Внимание! Они не менее опасны, чем другие виды наркотиков. Наблюдается рост числа острых отравлений, вызванных их употреблением. Тяжесть отравления заключается в развитии острого психоза, нарушения жизненно важных функций, в том числе нарушение сердечной деятельности, что в итоге может повлечь за собой наступление смерти. Уверения продавцов о законности оборота таких веществ обман.

Статьями 228, 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Такие преступления отнесены к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности.

Статья 228 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку таких веществ.

Санкцией части первой указанной статьи за совершение указанных действий предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Данная статья предусматривает более строгое наказание за совершение тех же деяний в крупном и особо крупном размере.

Если Вы добровольно сдали в правоохранительные органы наркотические средства и активно помогали следствию, Вы освобождаетесь от уголовной ответственности.

За употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 статьи 6.9 КоАП РФ).

Для сведения:

Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

Отсутствие у воспитателя детского сада профильного образования не может служить причиной увольнения его с работы

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года № 41-П «По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки И.В. Серегиной» указано, что отсутствие у воспитателя детского сада профильного образования не может служить причиной увольнения его с работы, если он успешно осуществляет профессиональную педагогическую деятельность.

Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, в частности, следующее. Часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня. Следовательно, установленные ею требования должны, по общему правилу, применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования.

В случаях необоснованного увольнения по указанным причинам граждане могут обращаться в Государственную инспекцию труда в Вологодской области, в прокуратуру либо в суд.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 


Что такое врачебная тайна и какая предусмотрена ответственность за ее разглашение?

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну. Нарушение этого права допускается лишь на основании судебного решения. В ст. 24 Основного закона Российской Федерации отмечается, что сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

Данный вопрос на сегодняшний день является особо актуальным, поскольку во многих клиниках такая информация о пациенте хранится в виде баз данных, и при желании, получить к ней доступ достаточно просто.

Медицинская организация обязана соблюдать врачебную тайну до тех пор, пока гражданин или его законный представитель не дали письменное согласие на передачу таких сведений другим лицам.

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на сохранение врачебной тайны. Если диагноз был разглашен лицами, которые узнали о нем при исполнении служебных обязанностей, они могут быть привлечены к ответственности.

За разглашение сведений, составляющих врачебную тайну предусмотрена ответственность. В зависимости от обстоятельств каждого отдельного случая она может быть гражданско-правовая, административная и уголовная.

Статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, предусмотрена ответственность в виде наложение штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей.

Уголовный кодекс Российской Федерации расценивает такие действия медиков, как нарушение неприкосновенности частной жизни и наказывает не только штрафами, но и лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права заниматься врачебной деятельностью.

Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрены случаи, когда предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, возможно без согласия гражданина или его законного представителя.

Такие сведения возможно получить, например:

— в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;

— при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

— по запросу органов дознания и следствия, суда, органов прокуратуры, органа уголовно-исполнительной системы;

— в отдельных случаях при оказании медицинской помощи несовершеннолетним;

— при обмене информацией медицинскими организациями и в других предусмотренных действующим законодательством случаях.

Таким образом, разглашение сведений о факте обращения гражданина за медицинской помощью уже может быть интерпретировано как разглашение сведений о здоровье со всеми вытекающими последствиями.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 


Основные принципы противодействия коррупции

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

В силу статьи 3 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Нормами указанного закона, а также Трудового кодекса Российской Федерации на работодателей возложена обязанность при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с муниципальной службы в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» (далее – Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме.

В силу пунктов 3 и 4 Правил сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).

Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.

Более того, за неисполнение требований вышеназванного законодательства работодатель несет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.29 КоАП РФ.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх



Возраст наступления уголовной и административной ответственности несовершеннолетних

К административной ответственности в соответствии с действующим законодательством подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения в возрасте 16 лет.

Наиболее распространенными административными правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними, являются кража (7.27 КоАП РФ) и хулиганство (ст. 20.1), а также распитие алкогольной продукции в общественных местах (ст. 20.20).

При этом, на каждое рассмотрение дела по существу в обязательном порядке должен присутствовать законный представитель несовершеннолетнего.

Уголовным кодексом РФ предусмотрено, что уголовная ответственность наступает практически за все преступления с 16 лет, а за ряд преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК РФ – с 14 лет.

Как показывает практика, самыми распространенными преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними, являются хищения имущества и денежных средств, причинение вреда здоровью.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 


Упрощен порядок декларирования доходов депутатами представительных органов сельских поселений, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе

Федеральным законом от 26.07.2019 N 251-ФЗ внесены изменения в статью 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Данный Федеральный закон разработан в целях содействия развитию местного самоуправления и направлен на упрощение порядка декларирования доходов депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Закон предусматривает, что такое лицо представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в течение четырёх месяцев со дня избрания депутатом, а в дальнейшем только в случае совершения в течение отчётного периода сделок по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций на общую сумму, превышающую общий доход этого лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчётному периоду.

В случае если в течение отчётного периода такие сделки не совершались, депутат сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                 П.Е. Лелюх

 

 

Определен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности территорий и объектов религиозных организаций

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 N 1165 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций» установлены требования к защищенности территорий и объектов религиозных организаций.

В соответствии с вышеуказанным правовым актом, в целях установления требований к антитеррористической защищенности зданий и территорий объектов религиозного назначения решением руководителя религиозной организации - владельца категорируемого объекта (территории) создается комиссия. Объектам (территориям) может быть присвоена одна из трех категорий:

I категория - объекты и территории, прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 1000 человек;

II категория - объекты и территории, прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 500 до 1000 человек;

III категория - объекты и территории, прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 50 до 500 человек.

Правительством РФ установлены конкретные мероприятия, осуществляемые на объектах указанных категорий.

Кроме того, также определены: порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах и реагирования на полученную информацию; порядок проведения плановых и внеплановых проверок выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов; требования к паспорту безопасности объекта.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                                     П.Е. Лелюх

 

Поделиться:
Дата создания: 16.10.2019 11:57
Дата последнего изменения: 16.10.2019 11:57