О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию


О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (30.06.2017)

О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

 

Развитие информационной инфраструктуры создает в настоящее время негативные предпосылки для нарушения прав несовершеннолетних в информационной сфере. Имеется опасная тенденция распространения через социальные сети в Интернете сцен насилия, жестокости, а также сведений о способах совершения суицида, об изготовлении и распространении наркотиков, психотропных веществ и их аналогов и иной информации, наносящей вред жизни и здоровью несовершеннолетних. Свободный доступ к указанной информации способствует пропаганде суицидального поведения среди подростков, формирует потребность у несовершеннолетних в опробовании действия наркотиков, психотропных веществ и их аналогов. Кроме того, в сети «Интернет», социальных сетях и мобильных приложениях широкое распространение получили так называемые «группы смерти», игры пропагандирующие подобное поведение, организаторы которых вовлекают детей в обсуждение суицидальной тематики и склоняют их совершению суицида. В связи с чем родителям, педагогам, воспитателям необходимо обратить внимание на социальные сети, мобильные приложения, которые использует ребенок, учащийся. Проанализировать круг общения ребенка в целях выявления лиц, негативно влияющих на воспитание несовершеннолетнего, обратить внимание на занятия ребенка в период отдыха, его интересы. При наличии оснований необходимо проводить консультации с социальным психологом учреждения образования.

Проблема суицидальных действий и самоубийств, совершаемых несовершеннолетними, является в настоящее время одной из самых острых в Российской Федерации. По сведениям статистики на территории Российской Федерации в 2016 году по сравнению с данными 2015 года количество совершенных несовершеннолетними суицидов увеличилось с 685 до 720 случаев. Самоубийства подростков и попытки их совершения зарегистрированы во многих регионах, ряд трагедий связан с деятельностью так называемых «групп смерти», что вызвало широкий общественный резонанс и многочисленные публикации в средствах массовой информации.

В целях защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, распространяемых в сети Интернет Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации разработан законопроект, направленный на введение уголовной ответственности за склонение ребенка к самоубийству, вовлечение в смертельно опасную деятельность.

В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон № 436-ФЗ) законодательно определены запреты и ограничения для распространения информации, причиняющей вред здоровью и/или развитию детей.

Статьей 5 Закона № 436-ФЗ к информации, причиняющей вред здоровью и/или развитию детей, и запрещенной для распространения отнесено следующее:

- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

- оправдывающая противоправное поведение;

- содержащая нецензурную брань;

- содержащая информацию порнографического характера;

- о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Вместе с тем, к информации, доступ детей к которой должен быть ограничен, относится информация:

- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

За нарушение требований Закона №436-ФЗ предусмотрена административная ответственность в порядке статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -  нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию предусматривающая наказание в виде штрафа:

-  по части 1 указанной статьи - для граждан от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- по части 2 указанной статьи - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

- по части 3 указанной статьи - на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Кроме того, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность в порядке статей 242 «Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов», 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних», 242.2 «Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов», максимальное наказание за которые составляет до шести, десяти и пятнадцати лет лишения свободы соответственно с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В заключении хотелось бы отметить, что в случае если родители начинают знакомить ребенка с социальными сетями Интернета, то у них есть следующие возможности:

 -помочь ему создать профиль, содержащий минимум личной информации,

- научить его пользоваться настройками приватности для предотвращения использования информации о ребенке злоумышленниками,
- помочь ребенку найти полезные для собственного развития сообщества,
- наблюдать за его деятельностью в социальной сети Интернета,

- пресекать попытки незнакомых людей становиться друзьями, приглашать в сообщества сомнительного содержания, одновременно поясняя ребенку опасность подобных явлений в Интернете и т.д.

 

Заместитель прокурора Грязовецкого района                                   Козина О.А.

Подготовлено при использовании материалов сети Интернет.